Ярославский Художественный Музей

Yaroslavl Art Museum


Выставка работ И.К. Айвазовского

21 декабря 2013 – 23 марта 2014, Губернаторский дом

Цена билета: Полный - 100 руб. Льготный - 70 руб.

Ярославский художественный музей представляет выставку из собраний шести музеев Центральной России, посвященную творчеству всемирно известного художника Ивана Айвазовского. Айвазовский – маринист, автор степных и горных пейзажей, батальных, исторических картин, видов городов. Член европейских Академий художеств: Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской. Жил и работал в Феодосии. По словам художника, он создал около 6 000 картин. При жизни состоялось более 120 выставок в России и за рубежом.

Всенародную любовь Айвазовскому принесли прежде всего морские пейзажи. Его полотна отличали блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Менее знакомы зрителю «сухопутные» мотивы: величественные панорамы горных массивов Кавказа, караваны верблюдов на фоне древних пирамид, широкие украинские степи с обозами чумаков, к которым он обращался не раз. Но и они чем-то напоминают безбрежные морские просторы. Маринист «по рождению и по натуре», Айвазовский чувствовал и передавал воду «с ее необычайными красотами» как никто в Европе. Он не придерживался академической системы построения красочного слоя, выработав свою индивидуальную манеру письма, собственный почерк, найдя уже в ранних произведениях приемы для решения тех или иных задач и сохранив их до конца жизни.

Выставка «Кони, лошади, клячи»

25 декабря 2013 - 2 февраля 2014, Губернаторский дом

Цена билета: Полный билет: 50 руб. Льготный билет: 30 руб.

На выставке из собрания Ярославского художественного музея представлены работы признанных мастеров батального жанра, создателя Бородинской панорамы Франца Рубо и художника Павла Ковалевского, прославившегося картинами на тему русско-турецких войн. Известным жанровым живописцем, картины которого покупали императоры Александр III и Наполеон III, был Николай Сверчков. Непревзойденным мастером-анималистом современники считали друга и ученика Исаака Левитана, художника Алексея Степанова. В свое время увлекался изображением лошадей и великий Валентин Серов, рисунок которого экспонируется на выставке. Придворным живописцем императора Александра II состоял один из основателей российского общества акварелистов Адольф Шарлемань, его акварель с изображением парада по праву можно назвать украшением выставки. Целая серия работ баталиста Николая Самокиша, участвовавшего в оформлении знаменитого дореволюционного издания «Царская охота на Руси», а в советское время прославившегося созданием диорам и полотен, посвященных гражданской войне, никогда ранее не демонстрировалась публике. Интересны на выставке работы уроженцев ярославской земли – Михаила Соколова, Вячеслава Бычкова, Василия Петровичева, Петра Мосягина.

Выставка «Фарфоровая жизнь»

16 октября 2013 - 16 марта 2014, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный - 90 руб. Льготный - 60 руб.

На выставке представлено около 150 фарфоровых скульптур, произведенных на одном из самых известных фарфоровых заводов, фабрике Гарднера, во 2 половине XIX в. – 1 половине XX в. Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ», открытая в 1766 г., стала первым в России частным фарфоровым производством. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов, Гарднер, обладавший прирожденным даром коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и когда Франц Гарднер умер, его фарфоровое производство считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России.

В первом десятилетии XIX в. на фабрике «Мануфактуры Гарднеръ» был налажен широкий выпуск фарфоровой скульптуры, которая использовалась для украшения центральной части стола во время торжественных обедов и приемов.

С 1820-х гг. самым популярным источником сюжетов для фарфоровой пластики были журнальная гравюра, печатные листы. Героями фарфоровых скульптур стали представители всех сословий и профессий: «чистые господа» и продавцы на ярмарках, служанки и нищие, кучера и трубочисты, военные и ремесленники, городские франтихи и деревенские мужички. С середины XIX в. фабрика освоила социально востребованную крестьянскую тему, позже на заводе стали выпускать фигурки из серии «Народы России», которые были призваны информировать зрителя о роде занятий и промыслах разных народностей, об образе их жизни. С середины XIX в. в изделиях Гарднеровской фабрики появляется детская тема, отличавшаяся многообразием скульптурного решения, живостью и занимательностью сюжетных линий. Фарфоровые скульптуры, представленные на выставке, выполнены из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру бисквита. Скульптуру не покрывали глазурью, чтобы придать «натуралистичность» образам. Эту скульптуру называли «передвижнической», в самой тематике ярко проявилось стремление ее создателей затронуть актуальные проблемы современности, изобразить «уличные типы». В конце XIX века фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» стала собственностью фарфорового короля М. С. Кузнецова и вошла в состав компании «Товарищества М.С. Кузнецова», завоевавшей к концу XIX в. внутренний фарфоровый рынок России.